О термостате обычно вспоминают, когда с температурой двигателя всё плохо: мотор не может прогреться или наоборот «кипит». И если в случае недогрева виновника определяют быстро (это характерный признак заклинившего термостата), то борьбу с перегревом часто начинают с других вещей: промывки радиатора, замены антифриза, проверки вискомуфты или моторчика вентилятора… И лишь затем очередь доходит до замены термостата — маленькой, но важной детали системы охлаждения.
Но есть автомобили, склонные к перегреву даже при полностью исправной системе охлаждения. Причины могут быть разными: тесное подкапотное пространство, слишком маленький радиатор, слабость мотора относительно массы машины, конструктивные особенности двигателя. Пока автомобиль новый, проблемы обычно не возникают, но по мере эксплуатации и износа узлов двигатель может начать проявлять свой горячий (увы, в прямом смысле) нрав.
Если у вас подобный теплонагруженный двигатель или вы просто хотите подстраховаться на жаркий летний сезон, есть довольно простая защита от возможного перегрева — замена термостата на более «холодный».
Что значит «холодный» и «горячий» термостат
Терминами «холодный» и «горячий» условно называют температуру открытия (срабатывания клапана) термостата. Если с завода у вас установлен термостат на 82 °С, то термостат на 78 °С будет более холодным относительно заводского, а на 88 °С — более горячим. Температура срабатывания термостата обычно гравируется на его корпусе. У термостатов Masuma температура открытия клапана также указана в артикулах (последние две цифры).
В линейке Masuma есть термостаты с температурой срабатывания 76,5°, 78°, 80°, 82°, 84°, 85°, 88°, и 95° C. Важно: если вы подбираете неродной термостат — убедитесь, что все его размеры соответствуют заводским параметрам. Размеры термостатов Masuma указаны на иллюстрациях в каталоге. Также при замене термостата обязательно установите новую прокладку.
На что влияет температура термостата
Пока термостат закрыт, антифриз циркулирует по малому кругу охлаждения двигателя для более быстрого прогрева. При выходе на рабочую температуру термостат приоткрывается, переходя в так называемый режим подмешивания: в работу включается большой круг системы охлаждения вместе с основным радиатором, а горячий и охлажденный в радиаторе антифриз перемешиваются.
С дальнейшим ростом температуры термостат полностью открывается, чтобы не допустить перегрева двигателя. Малый круг охлаждения исключается из работы, а антифриз циркулирует только через основной радиатор, быстро охлаждаясь.
При установке более «холодного» термостата промежуточное положение клапана (режим подмешивания) и полное открытие будут достигаться раньше — при более низких температурах антифриза. А значит, снизится тепловая нагрузка на двигатель, и вероятность загнать стрелку температуры в красную зону будет меньше.